А-П

П-Я

 

Это вызвало массовое восстание среди лютичей и ободритов. Предпринятый для их усмирения поход, которым командовал Оттон I, закончился поражением немцев. Сопротивление славян нарастало. Ободриты и северные лютичи, а также мильчане отстояли свою независимость.
Немецкие буржуазные историки, пытаясь объяснить, почему германские короли изменили направление своей экспансии после римского похода Оттона I, повернув с востока на юг, указывают прежде всего на трудности восточных походов и большие жертвы, понесенные немцами. По данным К. Шенеманна, из 175 войн, которые вели немцы с славянами в течение 367 лет (с 789 по 1157 г.), менее трети были успешными. Двадцать войн окончилось полной катастрофой. Автор объясняет эти неудачи не столько упорным сопротивлением славян, сколько естественными условиями – отсутствием путей, заболоченностью местности, возможностью устраивать завалы и заграждения и т.п. Иное дело Италия! По мнению таких историков, как И. Галлер и Д. Шеффер, в Италии образовался некий политический вакуум, который без большого труда можно было заполнить.
Попытаемся теперь выяснить, каковы были истинные причины немецкого вторжения в Италию, приведшего к созданию «Священной Римской империи».
Выше уже говорилось о борьбе мнений в немецкой буржуазной историографии по этому вопросу. Какие только доводы не выставлялись сторонниками захвата Италии германскими королями! Грабительские походы в Италию якобы диктовались возвышенными идеалами христианского единства, заботами об объединении Запада в его противостоянии Востоку, стремлением сплотить разрозненную Германию на основе государственного универсализма. Противники итальянской политики приводили не менее аргументированные доводы для опровержения этих версий, и с многими из этих доводов нельзя не согласиться.
На самом деле, утверждения о побудительной силе римской традиции, германско-христианской миссии, объединении Германии на основе государственного универсализма, выглядят весьма натянуто и представляют собой досужие домыслы историков, пытающихся приукрасить неприглядную действительность. Реальность была намного прозаичнее, и разобраться в ней может любой непредвзятый исследователь, ознакомившись с «деяниями» основателей и продолжателей «Священной империи». Итальянская политика германских королей носила экспансионистский, грабительский характер. Такого мнения придерживаются историки ГДР. Его вполне разделяют и советские исследователи. В статье А. И. Неусыхина «Итальянская политика Германской империи в X-XIII вв. в фашистской историографии» (1939) были подвергнуты резкой критике измышления фашистских и шовинистически настроенных немецких буржуазных историков об итальянской политике и «Первой империи».
В посмертно изданном труде этого автора «Очерки истории Германии в средние века (до XV в.)» выясняются причины итальянских походов в связи с внутренним положением Германского государства в X в. А. И. Неусыхин приходит к выводу, что одной из причин вмешательства Оттона I в итальянские дела было его стремление поставить в зависимость папу, чтобы завершить подчинение немецких епископов. Другую группу причин, по его мнению, следует искать в сфере поземельных и торговых связей Германии с Италией. При этом А. И. Неусыхин подчеркивает, что торговля через Италию с Восточным Средиземноморьем, начавшая заметно оживляться в X в., интересовала германского короля прежде всего как источник фискальных поступлений за счет сбора пошлин и др. Это именно и побуждало его к «вооруженному захвату торговых путей и богатств Северной Италии». С другой стороны, к вторжению в Италию толкали интересы крупного землевладения, в частности экспансия в эту страну швабских и баварских феодалов, которые уже раньше начали приобретать земли в Северной Италии и теперь стремились их закрепить и умножить при помощи военных походов, возглавляемых королем.
Взгляды автора настоящей работы по данному вопросу изложены в ряде статей и в книге «Исследование по истории феодального государства в Германии (IX – первая половина XII в.)» (М., 1959).
Чтобы понять причины вторжения германского короля в Италию и создания империи, нужно учитывать три ряда факторов: внутреннее положение Германского государства, ситуацию в Италии и Риме и международную обстановку. В Германии все благоприятствовало развязыванию внешнеполитической агрессии на юг. Положение королевской власти было прочным, особенно после подавления заговора Лиудольфа и его союзников и победы над венграми на Лехе. Оттон I пользовался поддержкой большинства знати, жаждавшей внешних захватов. Об этом свидетельствовала решительная поддержка его планов на собрании германской знати перед римским походом. Мотивом вмешательства в итальянские дела, кроме захвата добычи в этой богатой стране, было, несомненно, стремление получить короны короля Ломбардии и императора Римской империи и подчинить своему господству Италию во главе с Римом. Немаловажное значение для германского короля имело установление господства над папским престолом, что должно было повести к усилению его власти над немецким епископатом и открывало возможность использовать папство в качестве орудия внешнеполитического действия как на Востоке (христианизация языческих народностей с целью их подчинения Германии), так и на Западе (вмешательство во внутренние дела суверенных государств в церковной и политической области).
Решающим обстоятельством, побудившим Оттона I к немедленному вмешательству в итальянские дела, было обострение борьбы за Италию, в которую вовлекалось все большее число чужеземных и итальянских владетелей, среди которых было немало вассалов германского короля. Естественно, Оттон I не мог остаться в стороне. Он, как самый могущественный участник этого соперничества, добился сравнительно легкой победы и увенчал себя императорской короной. Международная обстановка как нельзя лучше ему благоприятствовала. Византия – ревнительница римско-императорских традиций – тоже была не в состоянии помешать тевтонскому королю в достижении этой цели.
Что же представляла собой Италия в X в.? Это был наиболее развитый в экономическом и культурном отношении уголок Западной Европы. Италия служила важным торговым центром в бассейне Средиземного моря, связующим звеном между Западом и Востоком. В X в. роль ее городов в торговле и ремесле стремительно возрастала. Но политически Италия была самой разобщенной страной: юг оставался за Византией, Сицилия была захвачена арабами из Фатимидского халифата, Римская область принадлежала папскому престолу, в Северной и Средней Италии господствовали крупные местные и пришлые феодалы. До начала X в. престол в Италии занимали представители династии Каролингов, обладавшие призрачной властью над отдельными самостоятельными феодальными владениями – герцогствами, маркграфствами, графствами и епископствами. Наиболее могущественные местные магнаты вступали в борьбу за королевскую и императорскую корону. В то же время итальянской короны домогались короли Бургундии и Прованса (Нижняя Бургундия), а также южногерманские герцоги, предпринимавшие с этой целью грабительские походы в Италию. Неурядицы в стране усугубились борьбой за папский престол, оказавшийся игрушкой в руках влиятельных римских кругов. Это была полоса глубокого политического и нравственного упадка папства, которую кардинал Барониус (XVI в.) назвал «порнократией». Современник событий епископ Лиутпранд Кремонский писал: «В то время Римом управляла Теодора...». Ее муж Феофилакт был «консулом и сенатором», что и позволило этой хитрой и ловкой женщине подчинить себе папский престол. В 911 г. она возвела в папы Иоанна X. После Теодоры дела в Риме вершила ее дочь Мароция, бывшая замужем за герцогом сполетским, позже за маркграфом тускуланским. Она возводила на папский престол своих фаворитов, а в 931 г. поставила папой под именем Иоанна XI своего сына. Ее господству, однако положил конец ее сын Альберик, поднявший восстание против нее и ее нового мужа – итальянского короля Гуго Прованского. Гуго был изгнан из Рима, Мароция и папа Иоанн XI заточены в тюрьму. В течение последующих 22 лет Римом управлял Альберик с титулом «патриций и сенатор Рима». Возводимые им на престол папы находились в полной от него зависимости. Законы и распоряжения для Рима и области издавались за двойной подписью – диктатора и папы. В планы Альберика входило намерение передать всю полноту власти, как церковной, так и светской, в руки своего сына, которого он назвал многообещающим именем Октавиан. Незадолго до смерти он заставил римских аристократов поклясться, что они на ближайших выборах возведут Октавиана на папский престол. Римские аристократы сдержали слово и в 955 г. возвели восемнадцатилетнего Октавиана на римский престол под именем Иоанна XII.
В то время, когда Римом правил Альберик, в Северной Италии не прекращались столкновения местных и пришлых феодалов за «лангобардскую» корону. Король Италии Гуго Прованский (926-941) пытался создать большое государство, в состав которого должны были войти Северная Италия, Прованс и Бургундия. После смерти бургундского короля Рудольфа II (937) он женился на королеве-вдове Берте, а своего малолетнего сына Лотаря женил на ее дочери Адельгейде. Таким путем Гуго хотел завладеть Бургундией. В то же время он делал безуспешные попытки получить императорскую корону.
В борьбу за «лангобардскую» корону все больше втягивались швабский и баварский герцоги. В 926 г. Бурхард Швабский предпринял поход в пользу своего зятя бургундского короля Рудольфа II, добивавшегося этой короны, и погиб в Италии. Баварский герцог Арнульф, который не раз вмешивался в борьбу за корону в Италии, в 934 г. добился избрания в короли своего сына Эбергарда. Попытка посадить его в Павии окончилась провалом. Гуго разбил баварское войско и изгнал претендента из Италии. Все эти события близко касались германского короля – его вассалы могли завладеть богатой добычей раньше него...
По словам саксонского историка Видукинда, еще Генрих I намеревался отправиться в Италию и Рим за короной, после того как он приобрел за большие деньги императорскую инсигнию – «священное копье», но его внезапно поразила смертельная болезнь. Оттон I, поставивший перед собой с самого начала далеко идущие захватнические цели, не мог, разумеется, безучастно наблюдать за событиями, происходившими в Италии и Бургундии. Имеются не вполне достоверные сведения, что он уже в 941 г. посылал свои войска в Италию против короля Гуго. По-видимому, вмешательство Оттона I в итальянские и бургундские дела началось именно с этого времени. В 939 г., а по другим данным в 940 г., он заставил малолетнего бургундского короля Конрада – сына умершего Рудольфа II – принести вассальную клятву, установив таким образом свое верховенство над Бургундией в то время, когда король Гуго пытался захватить эту страну в свои руки. В 941 г. под покровительство Оттона I бежал соперник Гуго Беренгарий – маркграф иврейский, спасавшийся от своего противника. Однако Оттон I не оказал никакой помощи Беренгарию, хотя тот принес ему вассальную присягу. Германскому королю было выгодно сохранять напряженное положение, чтобы в подходящий момент вмешаться в итальянские дела.
В ходе дальнейшей борьбы Беренгарий одержал победу над своим противником и в 950 г. стал королем Италии. Но противники Беренгария поддержали молодую вдову умершего наследника Гуго, короля Лотаря – Адельгейду, намереваясь повыгоднее выдать, ее замуж и посадить таким путем на престол Италии своего ставленника. Тогда Беренгарий захватил Адельгейду и заключил в темницу. Друзья Адельгейды обратились за помощью к Оттону I. Это послужило поводом для первого военного вторжения в Италию, с которого собственно и начались итальянские походы германских королей. У Оттона I были далеко идущие планы: жениться на молодой вдове (она приходилась ему свояченицей) и получить корону «Лангобардского королевства», что должно было послужить первым шагом для дальнейших действий – приобретения императорской короны и овладения всей Италией. Большое немецкое войско без труда захватило Павию. Беренгарий бежал. Оттон провозгласил себя королем Лангобардии (951). К нему прибыла бежавшая из плена Адельгейда, и в Павии была торжественно отпразднована королевская свадьба. О дальнейших намерениях Оттона I говорит его посольство в Рим сразу же после овладения Павией. Посланный к диктатору Альберику архиепископ майнцский Фридрих должен был договориться о посещении Оттоном I Рима. Римский диктатор ответил отрицательно. Оттон не решился при данной ситуации предпринять поход на Рим и вернулся в Германию.
Но первый шаг был сделан. Через 10 лет Оттон I предпринял новый поход.
ОТТОН I ВОССОЗДАЕТ ИМПЕРИЮ
«Римская империя» Карла Великого как реальное политическое образование перестала существовать с 843 г. Сохранившийся императорский титул относился с того времени лишь к той части каролингской империи, которой владел непосредственно император. Лотарь I (843-855), унаследовавший императорский титул от своего отца, фактически распространял верховную власть только на итальянские области и доставшиеся ему в удел земли между Восточно-Франкским (Германия) и Западно-Франкским (Франция) государствами – Бургундию, Эльзас, Лотарингию.
Его преемник Людовик II (855-875) владел только итальянскими областями, а получивший в 875 г. императорскую корону французский король Карл Лысый располагал властью над французским (Западно-Франкским) королевством и Лотарингией. Один из представителей династии Каролингов – Карл Толстый (885-887) – объединил на короткое время короны всех трех частей распавшейся империи и носил императорский титул. Но, оказавшись совершенно неспособным играть такую роль, был лишен всех четырех корон. В Германии его свергнул с престола побочный отпрыск немецких Каролингов Арнульф Баварский, а императорский титул присвоил герцог Сполето – Видо. В 896 г. на короткое время императорской короной завладел германский король Арнульф. В дальнейшем императорский титул оспаривали друг у друга итальянские магнаты – маркграфы Фриуля и бургундские короли. В последние десятилетия перед провозглашением оттоновской империи этот титул сохранялся только в идее. Альберик, правивший Римом, не допускал никаких претендентов в «вечный город». Положение изменилось после его смерти. Рим оказался в руках его сына Октавиана, правившего под именем папы Иоанна XII. Стараниями отца ему была вручена как духовная, так и светская власть (титул патриция) над Римом, однако вскоре в городе снова восстановили свое господство влиятельные патрицианские семейства. Порочная жизнь молодого папы вызывала недовольство населения, что могло в любое время вылиться в уличные столкновения и стоить папе престола. Еще большую опасность для него представляли короли Италии Беренгарий и Адальберт. После ухода немцев из Северной Италии в 952 г. Беренгарий восстановил свою власть над страной. Оттон I послал против него войско под командованием своего сына Лиудольфа, которого он метил в итальянские короли, но немцы потерпели поражение и Лиудольф погиб. Тем временем Беренгарий начал подчинять Сполето, а своего сына Адальберта послал на завоевание Рима. Вот тогда и последовал призыв о помощи, с которым обратился папа Иоанн XII к Оттону I. Он оказался очень кстати. Оттон пристально наблюдал за событиями в Италии. Медлить дальше было нельзя. Беренгарий, признавший когда-то себя вассалом немецкого короля, прибирал к рукам всю страну, не останавливаясь и перед Римом. Византия активизировала свою политику на юге Италии, стремясь прочно обосноваться в Салерно и Беневенте. Оттон спешно собрал князей в Вормсе (май 961 г.); знать без колебаний одобрила его решение предпринять поход в Рим. На этом же собрании малолетний Оттон II был объявлен наследником престола и вскоре коронован в Ахене. В августе немецкое войско двинулось за Альпы и, не встречая серьезного сопротивления, вступило в Павию. Беренгарий и Адальберт укрылись в хорошо укрепленных замках.
Начались переговоры с папой о вступлении в Рим и коронации. По старому каролингскому обычаю Оттон принес папе «присягу безопасности», которая гласила: «Обещаю тебе [папе], что когда вступлю в Рим, сделаю все от меня зависящее для твоего и Римской церкви благополучия. Обещаю, что никогда не буду покушаться на жизнь и здоровье папы и не позволю другим, насколько это в моей власти, причинить ему какой-либо вред. Находясь в Риме, не буду ни проводить собраний, ни издавать постановлений по делам, относящимся к папе и населению города без твоего, св. отец, согласия. И все, что перейдет ко мне из собственности римской церкви, возвращу обратно.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25