А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Сжатая рука, ассоциируемая с каф, стремится схватить, присвоить себе этот мир, а чаша - отдать этот мир людям, но как это сделать? И "Сефер Йецира" называет моральными категориями этого канала бедность и богатство. Отдавать свое богатство миру может лишь очень богатый, но вместить в себя огромность божественного дара может только тот, кто не имеет ничего. И в "Сефер Отийот" говорится, что выпьет чашу первопричин только тот, кто сам высушен. То есть, как бы мы сказали сейчас, вспомнив легенду об Эдипе, может быть тот, кто, видя преступления и страдания этого мира, все же оставит глаза открытыми?
Каббала же связывает "сухость" с разумом-Биной, когда мудрость-Хокма возвращается к первоистоку, открывая путь к Короне Кетера, если человек поднялся до звезд Хеседа. "Корона - это источник, откуда бьет ключом изначальный, бесконечный свет...Затем устрояется сосуд, но еще сжатый в точку (подобный букве йод), в который, тем не менее проникает божественный свет: это источник Мудрости, это Мудрость в ее собственной сущности, покров, под которым первопричина принимает имя Бога мудрого. При этом она строит сосуд, огромный как море, который называют Разумом: отсюда наименование Бога разумным.
Познаем, вместе с тем, что Бог разумен и мудр через свою чистую субстанциальную сущность, ибо мудрость воспринимает свое достоинства не сама по себе, но через Того, кто есть существо разумное, и кто исполнил ее своей сущностью. Ему нужно только возвратиться, чтобы оставить разум совершенно высушенным. Вот как надо понимать слова: "Воды возвратились и изъяты из моря, и ложе реки стало сухим."(Зогар) Означает ли сухость для человека полную опору на разум или, наоборот, отказ от него? Может быть, ключ дает божественное имя цинарота - неизменность.
А мы, не претендуя на трактовку священных писаний, и вернувшись к современному символизму, можем представить, что люди, попав на пьедестал Хеседа и исчерпав свою карму здесь, иногда останавливают движение колеса Солнца, и уходят в бездну Бины, своего духовно-разумного мира. И тогда они, может быть, рождаются по другую сторону бездны этого нашего двумерного сознания, подобно звездам, начинающим свою эволюцию с самого начала ради того, чтобы творились новые миры. Планета Юпитер, соответствующая цинароту каф, мифологически соотносится со вторичным творцом мира, который повелевает погаснуть и появиться звезде, доказывая свое превосходство над прежними богами (образ вавилонского Юпитера, Мардука). И чтобы в мире что-либо сотворилось, родилось, нужен не один только указующий перст йод, а рука с пятью пальцами, каф - цинарот, соединяющий Хесед-Юпитер и Нецах-Венеру, сефирот любви и торжества жизни над смертью. Изначальный, мифологический, символизм Звезды связан именно с планетой Венерой.
Рождению Христа предшествовала вифлеемская звезда, и само имя Иешуа в кабаллистически цифровом представлении вычисляется как каф - Юпитер. Правда, затем его имя было преобразовано, чтобы соответствовать цинароту йод, Отшельнику и сеятелю, и земному знаку Девы. Возможно, это было сделано для того, чтобы эволюция бессмертия спустилась с небес на землю.

ЛАМЕД (число 30) - ОВЛАДЕНИЕ СИЛОЙ (XI-й аркан) - ВЕСЫ
Буква ЛАМЕД образована от иероглифа "веревка", "хлыст" или "жало". По "Сефер Отийот" она символизирует силу человека сказать "нет"- для того, чтобы утвердить право своего свободного выбора, и в этом соответствует астрологическому знаку Весов, который развивает понятие об эволюции. Человечество говорит "нет" своим прежним представлениям о жестокости и неумолимости природных законах мира, для того, чтобы найти в себе силы привнести в мир новое естественным путем. Ламед связывает самостоятельный импульс силы Гебуры и точку воплощения Тиферет, как место приложения этой силы.
На традиционной карте Таро изображена девушка, лаской укрощающая льва. (Рис.13) Так человеческая культура и цивилизация овладевают дикой природой, тысячелетиями уча людей укрощать свои страсти и взаимодействовать с внешним миром не грубой силой, но силой любви и нежности. Над головой девушки - знак бесконечности: так бесконечна, осторожна и тиха эволюция, к которой она причастна, и ее покой и умиротворение передаются покорному ей льву.
Но карта колоды Алистера Кровли, нарисованная век назад и отражающая наше бурное время, совсем иначе живописует овладение стихией, ради того, чтобы человеческий порядок возобладал. На рисунке обнаженная женщина, возлежащая на многоголовом звере (своеобразный аналог христианской вавилонской блудницы), правит львом многоликой человеческой толпы, рождая в себе тот огонь, который она держит в руке. Это не противоречит традиционной трактовке, в которой для описания этого цинарота встречаются такие слова, как совокупление, святилище и насильственная смерть. Если каф - это сжатая рука, то ламед - это рука разжатая: та энергия, которую человек транслирует сквозь себя, чтобы ей овладеть, взлетает над миром. Ламед - это очистительный огонь, освобождающий человека от сковывающих его энергию привязанностей и одновременно дающий ему свободу отражения внешнего мира. В "Сефер Отийот" с этим сефиротом соотнесена любовь и призыв: "Прийди, мой возлюбленный!" Звук "л", мягкий и плавный, светлый и удаленно-возвышенный, человеческая психика легко ассоциирует с идеалом любви.
Огонь страсти воспитывает сердце, и этот символ цинарота через астрологию также связан с образом льва. И все же ламед - это не столько страсть, сколько сама возможность Человеческого, творческого, вырвавшегося из природных пут, свободного взаимодейтсвия с миром. Это та, изобретенная человеком, искусственная веревка, которой мы связываем одно с другим, и которая может нас подвести - и тогда она становится хлыстом, петлей или жалом. Так люди, объединенные теми целями, которые выделяют их из природного мира, становятся рабами своих же законов: так творческий огонь мастера-Гефеста, покровителя знака Весов, кует цепи Прометея. Пламя свободы, которое герой передает людям ради того, чтобы их существование стало гуманней, перевоплощается в новый порядок их взаимодействия, в котором ему уже не остается свободы. Отдавая огонь другим, мы лишаемся творческих сил - и обретаем покой более цивилизованного бытия в обмен на свободу, даруемую страстью.
С моральной точки зрения здесь приходится выбирать между деятельностью и бездействием. Человеку, который живет не по привычке, но согласно своему праву свободы выбора, которое он осуществляет каждый момент, осознавая каждый свой шаг и принимая за него ответственность - одинаково тяжело и действовать, и бездействовать. Но правит этим цинаротом разум верности, умножающий в человеке дух, который дает ему возможность быть стойким. Зажигая в себе огонь, человек возвращает миру ту энергию, которой он пользовался, когда выстраивал свое мировоззрение, соответствующее предыдущему цинароту Юпитера - и энергия дает ему возможность увидеть свое мировоззрение в действии. Жало страсти проверяет его взгляды, показывая на деле, каков его выбор и верен ли он своим идеалам, - и потому этот цинарот символизирует испытание.
А имя бога здесь ученый: сознание должно отказаться от прежних собственных представлений и научиться быть просто зеркалом, чтобы активно отражать внешний мир в своей любви к нему, что будет проявлено в следующем цинароте; именно для этого чувства, развиваясь, становятся сильнее. В "Зогаре" с этой буквой соотнесено познание 30-ти путей мудрости, так как число этой буквы - 30 (3х10: триада, развернутая в служение светлым силам - верность божественному триединству творения, подтверждаемая человеком).

МЕМ(число 40) - ЖЕРТВА ПРЕВРАТНОСТИ(XII-й аркан) - НЕПТУН
Буква МЕМ происходит от иероглифа "вода" или "волна". Это - одна из "букв-матерей", и потому она, близкая первоистоку, играет особую роль в сотворении мира и в человеческой жизни. "Он назначил букву мем царствовать над водою и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими: землю и море, холодное время в году, и живот в мужском теле сочетанием - мем, алеф, шин, а в женском - мем, шин, алеф."("Сефер Йецира") Иными словами, буква мем, по характеристике сопоставляемая венцу-Кетеру, стала единой основой общечеловеческой души, хотя другие акценты духа в человеческих телах Бог проставил различно: для мужской природы первичней воздух-алеф (Уран, планета мысли и духа), а для женской огонь-шин (Плутон, планета страсти и энергии). И до сих пор мужчина находит неизведанные возможности в высотах мысли, а для женщины сферой самого высоко поиска остается область любви - хотя Господь, конечно, не обделил ни одно из своих творений никакими качествами. Но буква мем всеми воспринимается одинаково.
Неся в себе ощущение изначального единства и близости к небесной родине Кетера, она погружает человека в созерцание жизненных волн и космических вибраций, символизируемых планетой Нептун - в то первоначало, где родилось его сознание и с которым оно стремится слиться, растворившись в нем полностью. Звук "м" произносят даже немые, и потому эта буква явилась символом изначальной нерасчлененности бытия. Мем есть отождествление с миром, с первичными архетипами сознания, с заблуждениями коллективного бессознательного и с тем внутренним первоистоком вечного покоя, в котором струится сама жизнь. Отключая сознание, мем несет блаженство, и в этом подобна сну - но та бессознательная причастность к единому, что во сне воспринимается несказанным блаженством, наяву становится реакцией души на все жизненные проявления и может оказаться невыразимым страданием.
Принимает ли разум или отвергает радости и недостатки мира, он является лишь их пассивным отражателем: активую роль исполняет душа, совершающая свой выбор. А в реакциях души срабатывает принцип аналогии: она реагирует на то, что ей близко, что ее задевает и трогает. Разум, исполняя материнскую функцию Бины, служит барьером между индивидуальной и общечеловеческой душой, не пуская ее слиться с мировыми процессами и небытием Кетера. Но если душа включилась в мировой поток, которому она обязана жизнью, разуму нечего ей противопоставить, поскольку он и сам того же происхождения. И сознание жертвует собой во имя непостижимого первоначала.
На карте Таро, которая называется Жертва, эту ситуацию изображает человек, подвешенный вниз головой на ключе жизни или цветущей изгороди: он видит мир перевернутым.(Рис.14) Все внутренние намерения, мысли и желания его души теперь отзываются из внешнего мира - душа, всеми чувствами включившись в жизнь, всюду находит аналогии. А все, что прежде было для него чисто внешним, теперь ясно отражается в зеркале его разума и заполняет пустое место внутреннего мира. Собственный образ человека переворачивается, как отражение в воде - воде первоистока, которая поддерживает в нем жизнь, и он видит на этом фоне свои пороки и все недостатки мира, на которые не может не реагировать его душа, пусть даже разум никогда не признает их своими. Вода эмоций мем, не членящая бытие на части и потому приносящая заблуждения, противопоставлена сухости праведного каф. И в моральных категориях "Сефер Йецира" этот сефирот называется "сумма недостатков".
В "Сефер Отийот" мем символизирует экстаз искупления, предавания себя Богу, имя которого для данного цинарота "благословенный", а также тот труд душевной работы, который нужно совершить, чтобы в этих условиях поддержать свою жизнь и потом вернуться к нормальному, неперевернутому состоянию. А в этом состоянии труда и поиска своего потерянного отражения в мире человек надеется узнать истину, и ему открываются нептунианские тайны его души и принципа аналогий, формирующего единство мира: то, что "я" есть отражение "ты", век человеческой жизни - отражение года, 12 часов циферблата - 12-ти знаков Зодиака с их значением, и в этих отражениях есть смысл, сущностный для внутреннего мира человека - хотя все эти отражения - иллюзии и мифы планеты Нептун. Поэтому тип разума, который должен не растеряться в такой ситуации, называется стойким, причиной постоянства. Постоянные истины - это то единственное, что дает человеку опору, в то время, как он, сомневаясь во всем, находится в подвешенном состоянии.
Ноги Жертвы образуют крест, символизирующий балланс стихий, во власти которых она оказалась, и некоторую степень ее свободы. Но мем нельзя назвать распятием постольку, поскольку сознание производит с миром взаимообмен реальностью, поскольку оно является нестойким и выдает свои тайны, сомневаясь в себе, поскольку человек не бодрствует и перестает принимать на себя ответственность за свои шаги, являсь лишь жертвой великой иллюзии, а не ее творцом - поскольку он перевернут.
Мем - это необходимая перестройка разума человека, как оторванного от жизни рассудка, которого иногда должно коснуться оживляющее влияние души: этот цинарот соединяет силу и искренность Гебуры с возможностями нашего интеллекта Хода, привнося в него высшие влияния. На земном астрологическом уровне соответствующее соединение Марса с Меркурием означает предприимчивость и даже авантюризм, а в духовном смысле это поиск новых решений и открытий. В "Сефер Отийот" мем называется "обязательствами договора", и это ассоциируется с тем, что, чтобы сознание полностью вернулось обратно к привычному здравомыслящему бытию, оно вынуждено будет разобраться с тем уму непостижимым, с чем оно столкнулось в непривычной для себя реальности. Поэтому в конечном итоге канал мем стимулирует ментальную деятельность человека.
Если каф проявляет взгляды человека и то, какое поведение для него морально, ламед позволяет увидеть, каков его оптимальный способ деятельности, цинарот мем раскрывает для понимания истинные потребности души и его предназначение.

НУН (число 50) - ИСПЫТАНИЕ СМЕРТЬЮ (XIII-й аркан)
- СКОРПИОН.
Иероглиф буквы НУН трактуется как змея или рыба. Змея - сбрасывающая свою кожу - символ перерождения, рыба - символ вечной жизни. Этот канал соединяет точку воплощения Тиферет с Нецахом, сефиротом, который называется "торжеством" или "победой"- Солнце и Венеру, вместе символизирующих вечную жизнь. Источник материального воплощения, разрушительный астральный свет и огонь Гебуры сам лег в основу жизни, создав ее неуничтожимые формы, и поэтому смерть не угрожает ей. Жизнь, черпая свою энергию из смерти, побеждает смерть, и бытие являет из себя вечный круговорот смерти и возрождения. На карте Таро Смерть едет по полю победительницей, но из земли вновь вырастают люди, разрубленные ее косой.(Рис.15)
Такое представление о жизни и смерти в "Сефер Отийот" соотносится с образом неуничтожимого света, но и невозможности возвращения - туда, где был прежде и откуда ушел. Оно рождает в человеке испуг, головокружение и одновременно слияние с мелодией этого круговорота, с его ритмом. Поскольку это движение рождения и смерти захватывает, встает проблема быстроты и неподвижности смены впечатлений своего восприятия.
Имя Бога этого цинарота - грозный, поскольку такое восприятие мира дает человеку постичь, что он находится в некоей сансаре, из которой он может выйти. Любой его помысел, любое его движение, есть смерть чего-то во времени, и грозный Бог побуждает понять, что это не только иллюзия. Мы в этом мире существуем во времени, которое порождает вечное повторение нами одних и тех же действий - в петлях времени, образуемых нашим "я". Остановить это движение и ускользнуть от сансары можно только останавливая мысль: именно поэтому человеку приходится выбирать между движением и остановкой.
Этому цинароту соответствует разум воображения, устанавливающий сходство разных вещей, сотворенных по единому божественному образу, который хранится в их глубине, и побуждающий фантазию выбираться из тупиков повторения. Уничтожая то, что неистинно, он творит подобное себе, возвращая человека к тому свету, который нельзя уничтожить, и по "Сефер Йецира" этот цинарот называется "возврат". Смерть открывает двери истинного света и, служа трансформации бытия, связывается с астрологическим знаком Скорпиона. А подобие человеку всего существующего в мире дает возможность приостановить движение в опоре на себя самого.
Древний человек не осознавал, что он смертен: для него его смерть была смерть рода, а душа мыслилась передающейся - от деда к внуку. Понятие о собственной смерти воникает, когда человек осознает свое "я", свою индивидуальность, хотя древние мифы продолжают настаивать на том, что он задуман как бессмертное творение. Согласно мифологическим представлениям, когда боги посылают сообщить человеку о бессмертии какое-нибудь животное, оно не справляется с этой задачей: собака обижается на богов, что они кормят ее не со своей посуды, заяц убегает, змея учится сбрасывать свою кожу и сама становится бессмертной вместо человека- потому что человеческое бессмертие иное, чем бессмертие живой природы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212